Оформление дтп без гибдд общая информация

С первого июля нынешнего года в России начал действовать закон, предусматривающий, что в правилах дорожного движения произошли изменения. Можно даже сказать – изменения демократического толка.

Как гласит данный закон, если была совершена дорожная авария, то её участники теперь имеют право самостоятельно, не приглашая сотрудника ГИБДД, исполнить ряд действий и самостоятельно же зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, и, кроме того, в самостоятельном порядке определить сумму ущерба, причинённую своему автомобилю.

Такие действия водителя называются «оформлением европротокола» - по той причине, что подобный закон давно уже существует в странах Евросоюза. Впрочем, указанный закон принят вовсе даже не по причине оглядки на цивилизованный Евросоюз, а потому, что он соответствует международным нормам.

Оформление дтп без гибдд

Собственно говоря, закон, в соответствии с которым попавший в аварию отечественный автолюбитель имеет право не вызывать «гаишника», действует ещё с 2009 г.

В нынешнем году в закон были внесены уточняющие поправки. Главная цель такого закона состоит в том, теперь возможно возместить полученный при дорожно-транспортном происшествии имущественный ущерб без привлечения к этому процессу сотрудников дорожной полиции.

Иными словами, закон предусмотрел упрощённый вариант оформления ДТП, так сказать – оформление по демократическому принципу. Помимо этого, тот же самый закон обязал страховые компании с сентября 2014 года принимать европротоколы к рассмотрению и выплачивать в соответствии с ними полученный в результате аварии материальный ущерб.

В чём суть нового закона

Итак, угодившие в аварию автовладельцы, в случае, если им был причинён лишь имущественный урон, а сами они в физическом плане никак не пострадали, должны соблюдать требования упомянутого закона. Каковы же, в общих чертах, эти требования (подробнее о требованиях закона речь пойдёт ниже)?

Они таковы. Если в результате аварии причинён только вред имуществу, а сами участника аварии остались целы и невредимы (моральные страдания не в счёт), то, в соответствии с законом, сразу же после происшествия они должны: 

 

  • Произвести фотосъемку и видеосъёмку на месте происшествия, стараясь при этом, чтобы такая съёмка была как можно более точной. Такая съёмка впоследствии будет иметь доказательное значение при выплате страхового возмещения. 
  • Произвести фотосъёмку и видеосъёмку предметов и следов дорожного происшествия, каковые, по мнению участников аварии, имеют прямое доказательное значение применимо к обстоятельствам аварии. 
  • Самостоятельно убрать повреждённые транспортные средства с проезжей части, чтобы не препятствовать движению. 

 

Закон гласит, что такие действия возможны лишь тогда, когда участники аварии решили разрешить дело «полюбовно». Если же разногласия возникли, то в этом случае следует вызывать дорожную полицию. Вызвав полицию, следует уточнить, в каком именно месте будет осуществляться выяснение обстоятельств и причин аварии.

Упомянутый закон определяет три таких места: 

 

  • Обстоятельства могут выясняться в том подразделении полиции, которое находится ближе всего к месту происшествия; 
  • Обстоятельства могут выясняться на самом ближнем от места аварии полицейском посту; 
  • Обстоятельства могут выясняться на месте, где произошла авария. 

Если сотрудник полиции решит, что выяснять обстоятельства аварии нужно не на месте, а, допустим, на ближнем посту, то участники аварии должны прибыть по адресу, который назвал полицейский.

Перед тем, как отбыть, они должны осуществить предусмотренные законом необходимые действия, а именно:

  • записать имена,
  • фамилии,
  • а также адреса
  • и телефонные номера свидетелей
  • и передать их затем полицейскому, который будет производить дознание.

При этом наличие свидетелей не освобождает лиц, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии от проведения фото- и видеосъёмки, а также документальной фиксации следов происшествия.

Повторимся: все эти действия участники аварии выполняют, если между ними возникли разногласия по поводу обстоятельств аварии. Если же никаких особых разногласий не наблюдается и звонить в полицию надобности нет, то европротокол оформляется без участия полицейских.

Однако же здесь существует предусмотренное законом важное условие. Упрощённое документальное оформление аварии возможно тогда, когда участниками аварии являются лишь два транспортных средства. Если же таких транспортных средств три и более, то тут, хочешь того или нет, без полиции не обойтись.

Это правило касается всех видов транспорта, угодивших в аварию – как легковых, так и грузовых. При этом само собой разумеется, что если в результате дорожно-транспортного происшествия кто-то из участников пострадал физически, то тут уж не зависит, сколько именно транспортных средств участвовало в аварии. В данном случае, помимо дорожной полиции, к расследованию обстоятельств аварии будет подключена ещё и криминальная полиция.

Является ли исключительно обязательным оформление европротокола?

Нет, не является. Тот же самый закон гласит, что в том случае, если в результате аварии пострадало лишь имущество, а сами участники аварии, что называется, отделались лишь лёгким испугом и не имеют друг к другу материальных претензий, они могут расстаться полюбовно, без оформления протокола.

Если в аварии участвовали три и больше транспортных средства и при этом пострадало лишь имущество, а сами участники аварии остались целы, то у них есть право, ничего не трогая на месте, последовать по обозначенному полицейским адресу для дальнейших разбирательств.

Если же по каким-то причинам лица, участвовавшие в аварии, не исполнят всех перечисленных действий или исполнят их неправильно, то на них может быть наложен штраф в размере 1000 рублей. Об этом говорит статья 12.27 Кодекса об административных правонарушениях. 

Условия, при которых разрешено оформлять европротокол 

Теперь следует приступить к более подробному перечню условий, при которых закон позволяет при оформлении протокола обойтись без ГИБДД. Вот перечень таких условий: 

  • В аварии участвовали только два транспортных средства. 

  • Во время совершения ДТП участникам происшествия не причинили ни себе, ни друг другу вреда здоровью или жизни. 

  • Во время совершения ДТП никакие третьи лица материального ущерба не потерпели. 

  • У обоих участников ДТП имеется страховой полис ОСАГО или так называемая «Зелёная карта» (причём, эти документы должны являться действительными на момент совершения аварии). В случае если за рулём транспортного средства были не сами владельцы этого средства, а посторонние лица, то, прежде чем приступить к написанию европротокола, следует выяснить, имели ли эти лица право управлять транспортным средством. Если же находившиеся за рулём лица такого права не имели, то, во-первых, европротокол составлять запрещается, а во-вторых, такие лица, равно как и законные владельцы транспортного средства, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

  • Лица, попавшие в аварию, не должны иметь разногласий по поводу причинённого материального ущерба, а также причин и обстоятельств, приведших к аварии. 

  • Причинённый в результате аварии ущерб не может составлять сумму больше, чем 50 тыс. рублей. Впрочем, закон здесь предусматривает исключение: если хотя бы один  полис оформлялся до 2 августа 2014 года, ущерб составлять сумму не больше, чем  25 тыс. рублей. 

Как оценивается материальный ущерб 

И вот тут-то возникает очень интересный и актуальный вопрос: как можно оценить материальный ущерб, причинённый в результате аварии?

По каким расценкам, критериям и показателям? Это – очень непростой вопрос, и закон не даёт на него точного ответа. Да и как такой ответ можно было бы дать, даже если бы законодатель того и захотел?

Во-первых, многое зависит от того, какой именно марки автомобиль угодил в аварию. Общеизвестно, что бывают автомобили, запчасти к которым стоят сравнительно дёшево, а бывают и такие, дороговизна которых просто-таки зашкаливает.

Во-вторых, сама стоимость предстоящего ремонта может быть разной (это зависит от конкретных расценок той или иной ремонтной мастерской, а также от сложившейся рыночной конъюнктуры в том или ином регионе).

В-третьих, вряд ли возможно с помощью беглого взгляда правильно определить причинённый ущерб: для этого надо повести технический осмотр всего транспортного средства, чего посреди трассы сделать никак невозможно.

В-четвёртых, задача может осложниться в том случае, если угодивший в аварию автомобиль перевозил какой-то груз. Перевозимый груз во время аварии также может повредиться, но оценить степень его повреждения и соответствующий ущерб на месте аварии практически невозможно: для этого надо иметь дополнительную информацию о самом грузе, о степени его возможного повреждения, о его цене, о стоимости его возможного ремонта или реставрирования, о возможных штрафных санкциях и так далее.

И как тут можно определить истинный ущерб?

И, тем не менее, если закон велит оценить причинённый ущерб, а участники дорожно-транспортного происшествия не желают иметь дела с полицией, то, стало быть, ущерб необходимо определять, не покидая места происшествия.

В идеале водитель потерпевшего аварию средства может быстренько сфотографировать царапины и вмятины и отправить фото знакомому специалисту (если, конечно, таковой у него имеется). Но это – в идеале.

На самом же деле в подавляющем большинстве случаев угодившие в дорожно-транспортное происшествие водители оценивают ущерб что называется,«на живой глаз». Если же хотя бы один участник аварии сомневается в своём «живом глазе», тогда, конечно, лучше вызвать на место происшествия полицию.

Впрочем, как свидетельствует статистика, в подавляющем большинстве подобных случаев предусмотренных законом пятидесяти тысяч рублей вполне хватает, чтобы замазать ссадины и царапины на повреждённом транспортном средстве.

Однако если причинённый ущерб оказался всё же выше, то тут владелец угодившего в аварию транспортного средства должен пенять на самого себя.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11.1 закона об ОСАГО угодивший в аварию автовладелец, решивший обойтись составлением европротокола, не имеет права требовать от страховой компании суммы больше пятидесяти тысяч рублей – даже если истинный ущерб в результате аварии составляет целый миллион рублей.

Пятьдесят тысяч – и ни рубля больше! Как говорится, сам знал, на что соглашался, и потому сам должен и расхлёбывать обстоятельства. Вольному – воля.

Здесь надобно несколько отвлечься от изложения сути закона, о котором ведётся речь. Владельцы транспортных средств, побывавшие в автоаварии, а также сотрудники ГИБДД и сотрудники страховых компаний настоятельно рекомендуют, прежде чем приступить к составлению европротокола, убедиться в наличии и законности полиса ОСАГО у одного и другого участника происшествия.

Иначе говоря, участники аварии, во избежание недоразумений, должны предъявить друг другу свои страховки. Это имеет очень большое значение, потому что часто случается, что страховой полис хотя бы у одного участника аварии оказывался либо просроченным, либо подделанным, а то и вовсе – у кого-нибудь из участников не имелось никакого полиса.

И, как свидетельствует закон, в этом случае никто из участников дорожно-транспортного происшествия не получит никакой страховой выплаты, даже если европротокол и был составлен.

Кроме того, участникам аварии рекомендуется сделать взаимные фотографии документа транспортного средства, а также водительских прав. Как говорится, на всякий случай. 

Как выглядит европротокол 

Итак, оба человека, угодивших в аварию, решили не вызывать сотрудников полицию и приступить к составлению европротокола. Но как же выглядит европротокол?

Европротокол (официально его называют бланком извещения о дорожно-транспортном происшествии) – это два самокопирующихся листка бумаги, которые соединены между собой. Такой бланк страховая компания выдаёт автовладельцу, когда автовладелец заключает с компанией страховой договор. Бланк обязан храниться у автовладельца. К бланку прилагается ещё и третий лист: это инструкция о том, как пользоваться самим бланком.

Когда оформляется европротокол, то заполнению подлежит лишь один экземпляр протокола (принадлежащий кому-то одному из лиц, попавших в аварию). Поскольку сам бланк разделён на две половины (сторона «А» и сторона «Б»), то участники аварии  договариваются, кто какой стороной является.

Заполняя протокол, участникам аварии очень важно договориться о правильной трактовке обстоятельств аварии – иначе в дальнейшем это может явиться поводом для невыплаты участникам страхового возмещения. 

Как нужно заполнять европротокол

Даже если обе стороны договорились между собой о том, что они хотят сами поладить между собой, и даже если они этот протокол заполнили, и даже если они, в конце концов, отдали его в страховую компанию, всё равно нет гарантии того, что страховое возмещение им будет выплачено.

Почему? А потому, что европротокол заполнен неправильно (некорректно). Некорректность заполнения протокола является едва ли не главной причиной того, что страховые компании отказываются выплачивать денежное возмещение попавшему в аварию владельцу транспортного средства. Чтобы не пополнить печальные ряды «отказников», к заполнению европротокола следует отнестись со всей тщательностью.

Итак, как же правильно заполнять европротокол (он же бланк извещения о дорожно- транспортном происшествии)? Протокол разбит на пункты. Как же должны эти пункты выглядеть, будучи заполненными? 

  • Первые восемь пунктов обычно не вызывают у заполняющих особых затруднений. Там всё понятно, и нужно лишь правильно вписывать в них соответствующую информацию

  • Пункты с 9 по 12 также обычно не вызывают затруднений при заполнении. В них вписываются данные соответствующих документов. Опять же – надо лишь не ошибиться и не перепутать атрибуты этих документов.
     
  • К пункту 14, который называется «Характер и перечень видимых повреждений», следует отнестись со всей внимательностью. В этом пункте, как видно из его названия, перечисляются всевозможные повреждения, полученные транспортными средствами во время аварии. Очень важно, заполняя данный пункт, как можно точнее описывать характер таких повреждений, а также место их нахождения (например, «продольная вмятина на правой передней дверце», «разбитая левая передняя фара», «поперечная царапина на левой стороне капота» и так далее. Дело в том, что именно исходя из таких описаний, страховая компания и будет определять сумму выплаты.
     
  • К пункту 16 также нужно отнестись со всей внимательностью. В этом пункте требуется проставить галочки против того или иного определения характера обстоятельств, по причине которых произошла авария. Заполняя данный пункт, следует пользоваться терминологией ГИБДД, чтобы в дальнейшем не возникло разнотолков в плане определения причин дорожно-транспортного происшествия. Когда все графы данного пункта будут отмечены, нужно не забыть указать конкретное число отмеченных граф.
     
  • В пункте  №17 отображается схема случившегося происшествия. На этой схеме заполняющий её участник аварии отмечает контур дороги, по которой двигалось его транспортное средство, указывает, откуда именно и в какую сторону он двигался, перечисляет наименования улиц, по которым двигался, а также конкретное место, где случилась авария и конечное размещение автомобиля, образовавшееся по факту аварии.
     
  • После заполнения протокола нужно не забыть заверить его лицевую часть подписями. Расписываются оба участника.
     
  • Если в ходе заполнения европротокола возникли исправления, то всякое исправление также должно быть заверено двумя подписями.
     
  • После того, как бланк заполнен, он делится на две части. Каждый заполняет свою половину. При этом каждый описывает именно свой автомобиль, о чём и указывает на своей части бланка. Также необходимо помнить, что те причины аварии, которые были отображены на одной стороне европротокола, обязаны в точности быть отображены и на его лицевой стороне. Заполненный бланк заверяется подписью того, кто его заполнял. 

Что делать дальше 

Ну и вот: европротокол был заполнен, и участники аварии расстались, довольные друг другом. Что же делать дальше?

А дальше – не позднее, чем через пять дней каждый должен предоставить свою часть бланка в страховую компанию. Если же европротокол не предоставлен в оговоренные законом сроки в страховую компанию, то никакого страхового возмещения компания не выплатит.

Больше того: если какой-нибудь сострадательный сотрудник страховой компании всё же выплатил страховое возмещение участнику аварии без предоставления европротокола, то в этом случае страховая компания в соответствии с законом может  выдвинуть не предоставившему участнику происшествия требование о возврате выплаченной суммы страхового возмещения. Так обозначено в законе об ОСАГО (ст. 14, пункт «ж»).

Точно такие же претензии компания может предъявить тому участнику, который разобрал свой автомобиль, побывавший в аварии на запчасти (утилизировал его), или – если он произвёл ремонт того же самого транспортного средства до истечения пятнадцатидневного срока со дня дорожно-транспортного происшествия (в этом случае праздничные и выходные дни не входят в обозначенный срок).

Впрочем, здесь закон оставляет небольшую лазейку. Если участнику аварии в силу каких-либо уважительных обстоятельств всё же надо заняться ремонтом побывавшее в аварии транспортного средства, то он может заручиться о том письменным согласием представителя транспортной компании. В этом случае страховое возмещение участнику аварии обязано быть выплачено.