Техосмотр для осаго общая информация

Автострахование – это очень важно для водителя. Всякий водитель обязан быть застрахован. Так велит закон. На дороге могут случаться всякие непредвиденные и опасные моменты, и застрахованный водитель чувствует себя во много раз безопасней. Страховка позволяет водителю обезопасить если не саму жизнь, то, во всяком случае, имущество. 

Техосмотр для осаго

В чём суть ОСАГО

ОСАГО (полное название – обязательное страхование для автогражданской ответственности) – это система страхования автовладельцев в России. Такая система предусматривает получение страхового полиса.

Без него водитель лишён права управлять автомобилем. Если водитель вместе с машиной попал в дорожную аварию и при этом у него имеется полис ОСАГО, то закон позволяет такому водителю возместить полученный во время аварии материальный ущерб, а также, если водитель получил травму, покрыть траты на своё лечение.

Полис страхования ОСАГО можно оформить на срок от трёх до двенадцати месяцев. Это зависит от желания самого водителя. В том случае, если срок полиса закончен, а водитель не успел его продлить, то, в соответствии с законом, ещё целых месяц страховая компания может нести ответственность за водителя (в случае, если он за этот месяц угодит какую-нибудь автодорожную катастрофу). Но – при том условии, что водитель согласен продлить своё страхование. Если водитель за означенный месяц попал в аварию, то сотрудники ГИБДД не вправе предъявить ему претензии по поводу отсутствия у него страхового полиса: фактически (и в соответствии с законом) водитель всё равно считается застрахованным.

Документы для получения ОСАГО

Какие документы необходимы для получения страхового полиса ОСАГО? Закон устанавливает точный перечень таких документов: 

  • Паспорт самого владельца транспортного средства, а также доверенность на право управления автомашиной и проведение технического осмотра; 
  • Документы, по которым можно определить технические данные автомобиля; 
  • Обязательны также следующие атрибуты: огнетушитель, знак «аварийная остановка»; и то, и другое обязательно проверяется на предмет исправности при получении полиса; 
  • Раньше обязательно нужна была ещё и аптечка, но в соответствиями с требованиями нового закона, теперь она не нужна. 

Страховая сумма полиса

На какую сумму может рассчитывать обладатель страхового полиса ОСАГО? Закон очень ясно определяет такую сумму. Если застрахованный водитель попал в аварию, то он вправе рассчитывать на получение 400 000 рублей.

При этом закон делит эту сумму на две части. 240 000 рублей можно потратить на лечение тех, кто пострадал при аварии (если, разумеется, такое лечение будет необходимо). При этом сумма, потраченная на лечение одного из таких пострадавших (если их было несколько) не должна быть больше, чем 160 000 рублей.

Из оставшихся 160 000 рублей погашается материальный ущерб (в том случае, если он при совершении аварии кому-то из её участников был причинён). Обязательно при этом условие – на ремонт одного транспортного средства не должно быть потрачено больше, чем 120 000 рублей.

Эта законодательная арифметика довольно-таки сложна, путана, и самого начала действия закона вызывала множество вопросов и недоумений, но что же поделать. Закон есть закон. 

Особенности техосмотра для ОСАГО 

Именно так – особенности. Таких особенностей немало, и всякий водитель, хочет оно того или не хочет, обязан их знать. Опять-таки – закон есть закон и, к тому же, без полиса ОСАГО много не наездишься. Как говорится, до первого «гаишника».

Итак, техосмотр с целью получения полиса ОСАГО. Вообще-то всем известно, что техосмотр – процедура в большей степени исключительно формальная. Сегодня – автомобиль исправен, завтра – у него вышел из строя какой-нибудь агрегат. Но, однако же, закон велит всякому автовладельцу надо пройти технический осмотр, чтобы приобрести на свой автомобиль диагностическую карту.

То, что водитель лишён права передвигаться на своём автомобиле без полиса, в  законе сказано ясно и недвусмысленно. В законе прописаны санкции на случай, если водитель опрометчиво всё же пожелает отправиться из пункта «А» в пункт «Б» без  полиса ОСАГО.

За это водителя могут оштрафовать на 800 рублей (раньше штраф за такие безобразия составлял 500 рублей). Больше того, водителю в соответствии с законом могут и вовсе запретить ездить на автомобиле, а самой машины могут снять номера и отправить её на штрафную стоянку. Поэтому испытывать судьбу не стоит, и лучше не нарушать закон, и оформить страховой полис.

Ситуации в процессе оформления полиса могут быть разными. Вот лишь некоторые из таких ситуаций:

  • Ситуация первая. Водитель не оформил полис ОСАГО и не прошёл техосмотр, а сам автомобиль нигде не взят на учёт. О причинах этого разговор вестись не будет, следует лишь сказать, что таких ситуаций в обыденности встречается немало. Как тут быть, чтобы не стать жертвой первого встречного «гаишника»? В этом случае водитель должен получить временный полис ОСАГО. В соответствии с законом срок его действия составляет двадцать дней. Такая возможность предусмотрена законом. В течение упомянутых двадцати дней водителю всё же должен осуществить техосмотр, позаботиться о получении диагностической карты автомашины и оформить полис ОСАГО сроком на двенадцать месяцев. Затем автомашину нужно поставить на учёт в ГАИ. После того, как машине будет присвоен госномер, его нужно вписать в полис и проинформировать страховщика. 
  • Ситуация вторая. Автомашина взята на учёт, но технический осмотр и полис ОСАГО отсутствуют. В общем и целом, выход из этого положения тот же, что и в описанной выше ситуации: проводится технический осмотр, получается полис и карта, в страховой полис вписываются данные автомобиля, о чём уведомляется страховая компания. 
  • - Ситуация третья. У автолюбителя имеется полис, а его автомашина стоит на учёте. Но – у автолюбителя не пройден техосмотр. Как тут быть? Не является ли это нарушением закона, и если является, то какие законные кары могут обрушиться на водительскую голову? Нет, такая ситуация не является нарушением закона. Если у автовладельца имеется на руках полис, то никакой сотрудник ГИБДД не спрашивает у автовладельца, почему у него нет техосмотра. Дело в том, что технический осмотр имеет значение исключительно для страховой компании – если случилась авария – причём, по причине неисправности автомобиля. Если техосмотр не пройден, страховая компания может отказаться от выплаты страхового возмещения. Что, в общем, сплошь и рядом и происходит. 
  • Ситуация четвёртая. С техническим осмотром автомобиля всё в порядке, а страхового полиса у автолюбителя отсутствует. При такой ситуации автовладелец обязан на основании имеющейся у него диагностической карты выписать себе страховой полис. К тому автовладельца обязывает закон. При этом не имеет никакой разницы, когда именно заканчивается срок действия диагностической карты. Даже если до окончания срока её действия остался один день, это не является препятствием для того, чтобы страховая компания отказала в выдаче полиса. 
  • - Ситуация пятая. Если водитель имеет и полис, и диагностическую карту, и при этом он угодил в аварию, то у страховой компании нет никаких законных оснований не выплачивать потерпевшему водителю предусмотренное законом страховое возмещение.

Впрочем, если будет доказано, что авария случилась исключительно по причине неисправного состояния автомобиля, то закон гласит следующее.

В этом случае всю полноту ответственности будет нести служба, производившая технический осмотр данного автомобиля. Именно техническая служба, если случилась авария, обязана  возместить и ущерб в полном объёме, и ущерб третьим лицам, и оплатить лечение водителю, а также и третьим лицам, если они также пострадали в момент аварии. Об этот говорит пункт второй статьи под номером двадцать четыре «Закона о техническом осмотре».

Определённая логика в таком требовании закона присутствует. В самом деле, если осматривая автомобиль, специалист не заметил при этом какой-либо неисправности, и не опсал её во всех подробностях в диагностической карте, то ему и отвечать.

Как говорится, надо быть внимательным во время исполнения своих служебных обязанностей. Так-то оно так, однако же – как быть в случае, если техосмотр – пройден, а буквально через неделю после техосмотра у автомобиля случилась какая-то неполадка, по причине которой автомобиль и создал аварийную ситуацию?

Почему в этом случае служба технического осмотра должна нести ответственность?

Ведь на момент прохождения техосмотра автомобиль был исправен! Здесь, думается, нужно подходить взвешенно. Одно дело – какая-то хроническая неполадка, и совсем другое дело – только-только образовавшаяся. Впрочем, данный вопрос всё равно висит в воздухе и требует чёткого ответа. Вероятно, законодатель при составлении закона отчего-то не предусмотрел такой ситуации. 

  • - Ситуация шестая. Можно ли купит полис ОСАГО, не проходя при этом техосмотра? Закон на этот счёт гласит, что такое – вполне возможно. То есть, можно купить полис, не оформляя диагностическую карту. Но – лишь на срок до двадцати дней (о чём уже говорилось выше). И в течение этого срока необходимо оформить диагностическую карту.

Ещё один вопрос из этого же разряда: если, предположим, полис пока ещё действителен, а срок диагностической карты закончился, то нужно или не нужно в таком случае проводить технический осмотр автомобиля? Закон говорит, что нужно: автовладелец обязан осуществлять технический осмотр своей автомашины в течение всего срока, в соответствии с которым действует техническая карта. 

Некоторые изменения в правилах прохождения технического осмотра 

Начиная с минувшего года, условия прохождения техосмотра во многом изменились. Теперь сотрудники ГИБДД не имеют права проводить техосмотры. Теперь в целях проведения технического осмотра автовладелец должен обращаться в специальные места (пункты), которые получили законное право на осуществление такой процедуры, и у которых имеется государственная аккредитация, позволяющая им выписывать  диагностические карты.

Помимо того, если раньше автовладелец был прикреплён к конкретному месту, где и проводился технический осмотр автомашины (в основном, он осуществлялся по месту постоянной прописки автолюбителя), то теперь он вправе проводить техосмотр в каком угодно регионе Российской Федерации, и при этом совершенно неважно, в каком из регионов зарегистрирован его автомобиль.

В общем, автовладельцу ныне сплошное раздолье. Помимо того, что он вправе проводить технические осмотры, начиная от Курил и заканчивая Калининградом, к его услугам имеются еще и другие сервисы. В настоящее время образовалось много фирм, которые могут предложить автовладельцу и проведение технического осмотра, и оформление полиса ОСАГО, и даже – всё то с доставкой на дом. Разумеется, при этом автовладелец должен дополнительно раскошелиться. Да и некоторый риск здесь также имеется, потому что можно нарваться на мошенников.

Имеются и другие изменения в законодательстве, которые также касаются правил прохождения техосмотра, чтобы можно было получить полис ОСАГО. Когда-то существовал документ, именовавшийся талоном технического осмотра. Раньше, чтобы получить этот талон, необходимо было вначале оформить страховку. В настоящее время, в соответствии с поправками в законодательстве, получить полис можно не после прохождения техосмотра, а перед прохождением. Что же касаемо технического талона, то к настоящему времени его отменили, и теперь он заменён диагностической картой.

Помимо сказанного выше (о чём, опять-таки, говорится в новом законе), если у автомобиля поменялся хозяин, то по новой оформлять диагностическую карту надобности нет (раньше это было необходимо).

Если диагностическая карта была испорчена или утрачена, её бывший владелец вправе потребовать у оператора, производящего технические осмотры, выдачи дубликата карты. Причём, автолюбитель имеет право обратиться к какому угодно оператору в любой точке страны, а не обязательно конкретно к тому, который осуществлял осмотр автомобиля в последний раз.

В тот же самый день автолюбителю, утерявшему подлинник, обязаны выдать новый документ. Сделать это просто, так как сведения об автовладельцах, и их транспортных средствах занесены в единую справочную базу. Стоимость дубликата равняется десятой части суммы, уплаченной автовладельцем за осуществление техосмотра.

Во все времена в стране техосмотр (а, соответственно, и процедура получения полиса) обрастали множеством недоумений, вопросов и слухов: следует признать, что большая часть таких слухов и недоумений, ввиду громоздкости и некоторой невнятности принятых законов, имела под собой основания.

Есть такие вопросы и в настоящее время. Вот лишь некоторые, наиболее часто возникающие:

  • - Имеются ли какие-нибудь особенности у владельцев зарегистрированный за границей автомобилей, если они желают провести техосмотр и получить полис ОСАГО в России? Да, имеются. Если автомобиль зарегистрирован в иностранном государстве, то чтобы автовладельцу можно было разъезжать по российским дорогам, требуется быть обладателем полиса международного образца, называемого «Зелёной картой». Если у автовладельца такого полиса по каким-либо причинам нет, то, въехав в Россию, он обязан  оформить ОСАГО на общих с гражданами России основаниях. Если владелец зарегистрированного за границей авто желает купить полис ОСАГО, то он должен предъявить сертификат технического осмотра международного образца (причём, действующий, а не просроченный). Если же такого сертификата у автовладельца-иностранца не окажется, то он обязан проходить технический осмотр в нашей стране – опять же на общих с россиянами основаниях. 
  • - Имеются ли какие-нибудь особенности при проведении технического осмотра и получении полиса ОСАГО для раритетных автомобилей? За рубежом – имеются. Там машина, не соответствующая каким-либо современным техническим требованиям, вряд ли смогла бы пройти техосмотр. В России же такое вполне возможно. К примеру, автомобиль выпущен более ста лет назад, до сей поры находится в эксплуатации, но, предположим, его конструкция не предусматривает габаритных огней. Ну, так и что же с того? В России такой автомобиль вполне может пройти техосмотр. 

Что такое диагностическая карта 

Итак, как было уже говорено, без диагностической карты никак не обойтись. Она необходима, чтобы можно было документально подтвердить техническое состояние автомашины. Вплоть до августа нынешнего года ещё выдавались талоны о техосмотре, однако в настоящее время оно повсеместно заменены на диагностическую карту.

Карта –  как ни крути, а шаг вперёд. К примеру, если российский автовладелец выехал на своей машине за рубеж, и там попал в аварию, то чтобы иметь право на возмещение ущерба здоровью и имуществу, талон не годился: за рубежом его просто не принимали во внимание. А вот диагностическую карту – принимают. Как говорится, разница ощутима.

Как можно получить карту?

Она выдаётся в специальных центрах, имеющих лицензию на право её выдачи. Выдавать её, как гласит о том закон, имеют право два человека, именуемы оператором технического осмотра и техническим экспертом.  При выдаче автовладельцу карта обязана быть заверена подписями этих двух специалистов.

Прежде чем получить карту, проводится техосмотр автомобиля. Разработан перечень пунктов, по которым проводится осмотр. Таких пунктов – 65. Результаты осмотра должны быть записаны в специальной диагностической таблице.

Тут имеются некоторые опасные нюансы.

Многие отечественные автовладельцы в полном соответствии со своим национальным менталитетом предпочитают, чтобы техосмотр был произведён без их участия, а диагностическая карта получена, что называется, «не выходя из дома». Разумеется, за определённую плату всё это они получат.

В настоящее время развелось немало фирм, оказывающих автовладельцам такую услугу. Однако же здесь-то и таится опасность. Нет никакой гарантии, что техосмотр был произведён качественно, а диагностическая карта – подлинная.

Разумеется, можно разъезжать и с фальшивой диагностической картой – вряд ли остановивший автовладельца «гаишник» станет проверять прямо на трассе подлинность карты. Другое дело – если случилась авария, и автовладелец должен предоставить карту в страховую компанию для решения вопроса о выплате страховой компенсации.

Учитывая реалии, многие страховые фирмы проверяют диагностические карты на подлинность. И если обнаружится, что карта «липовая», то тут автовладельца поджидают сплошные неприятности. Само собою, он не получит никаких страховых выплат, а, кроме того, против него могут ещё и возбудить уголовное дело по факту мошенничества.

На какой срок действия рассчитана диагностическая карта?

Закон говорит, что сроки действия диагностической карты могут быть разными. Здесь всё зависит от года выпуска автомобиля. Если автомобиль выпущен более семи лет назад, то срок действия карты составляет один год. Если возраст автомобиля составляет срок от трёх до семи лет, то карта действует два года. А если автомобиль совсем «молодой» (то есть, выпущен менее трёх лет назад), то ни в диагностике, ни, соответственно, в выдаче карты необходимости нет вовсе.

Диагностическая карта – очень серьёзный документ. Поэтому ответственность за её выдачу предусмотрена соответственная. Отвечать, разумеется, должны те, кто карту выдаёт.

Во-первых, у технического центра, который выдаёт диагностические карты, обязана быть аккредитация в РСА. Причём, всякий автовладелец, который намерен пройти техосмотр в том или ином техническом центре, имеет законное право попросить предъявить ему такую аккредитацию для ознакомления, а представитель технического центра, соответственно, обязан предъявить автовладельцу соответствующий документ.

При получении карты автовладелец должен убедиться, что она оформлена в соответствии с законными требованиями. Так, карта должна иметь специальный регистрационный номер, состоящий из 15 или 21 цифры.

Карту необходимо составлять в количестве двух экземпляров. Бумажный экземпляр выдаётся на руки автовладельцу, а другой экземпляр должен быть отправлен во всероссийскую единую систему техосмотра в электронном виде), где он должен храниться в течение пяти лет.

Что касаемо вопроса о том, сколько стоит провести техосмотр, то на данный момент госпошлина за его проведение равняется 300 рублям, а оплата за само проведение диагностики составляет 450 рублей.

Впрочем, если есть такое желание и возможность, то здесь можно и сэкономить, а то и вовсе ничего не платить. В некоторых российских регионах предусмотрены различные льготы для отдельных категорий автовладельцев: ветеранов войн, инвалидов, многодетных родителей и т. д.