Утрата товарной стоимости автомобиля по осаго, моральный вред

УТС (или утрата товарной стоимости автомобиля), это финансовая величина, которая определяет стоимость автомобиля после получения им серьезных повреждений, составляющих более 50% и больше.

Высчитывается она с учетом проведения ремонта в соответствующих условиях и соблюдении технологии. Так как автомобиль после крупного ремонта или восстановления, то есть «битый», стоит дешевле «не битого», разница между стоимостью двух таких машин (при соответствии остальных показателей) и называется утратой товарной стоимости, то есть автомобиль как бы перестает быть полноценным товаром и может быть продан дешевле, с массой оговорок.

Утрата товарной стоимости автомобиля по осаго

Во многих случаях при происшествиях, попадающих под страховку ОСАГО, страхователь старается получить компенсацию за моральный вред, возможную упущенную выгод и по утрате товарной стоимости, требуя от компании выплату по всем этим моментам в полном объеме. Но такие требования не всегда могут быть справедливы и оправданы, поэтому страховщики могут прибегать с самым разным действиям для отказа по подобным искам.

Возмещение по УТС

То, что страховщики не любят и не желают оплачивать компенсации по утрате товарной стоимости, известно всем. Чаще всего дело затягивается до суда и добровольно выплаты происходят в крайне редких случаях.

Основаниями для отказа являются ссылки на правила и закон об ОСАГО, а также на гражданский кодекс РФ, в которых само понятие «утрата товарной стоимости» отсутствует как таковое, поэтому ничего компенсировать компания не обязана. Единственное, где упоминается УТС, это внутренний документ Министерства Транспорта, в котором определяется ремонт и восстановления для автомобилей, которые старше пяти лет.

Но при этом Верховный суд России постановил поддержать все решения низших судов по которым страховые компании должны были выплачивать компенсации по утрате товарной стоимости. Основанием для такого постановления послужило то, что без использования этой нормы и формулировки права страхователей нарушаются и реальных ущерб по страховому договору не возмещается, что отражено в Законе об ОСАГО (п.2 ст. 12)

Со стороны страховых компания и РСА последовала масса возмущений, так как данное постановление вызвало резкое неприятие и нежелание относить утрату товарной стоимости к реальному ущербу, полученным автомобилем. По их мнению, данная величина является надуманной и относительной, поэтому ее нельзя определить точно и отнести к реальному ущербу, а значит и возместить.

Поэтому и к настоящему дню страховщики полностью игнорируются заявления о возмещении ущерба по утрате товарной стоимости не зависимо от того, какой тип договора был заключен, так как, по их мнению, данная величина никак не касается страховки.

Аргументируется это тем, что при желании битый автомобиль можно продать без снижения цены из-за восстановления, поэтому никто не может точно сказать, сколько нужно выплачивать и нужно ли выплачивать вообще, так как рыночная цена при продаже с рук может быть какой угодно.

Поэтому страхователям в подавляющем большинстве случае приходится обращаться в суд для получения положенных выплат. По опыту проведения таких судов и мнению юристов – вероятность получения возмещения ущерба равняется почти 100%, поэтому в случае наступления такой ситуации можно сразу же подавать в суд, не пытаясь добиться вразумительного ответа от своей страховой компании.

Способы получения компенсации при утрате автомобилем товарной стоимости

Так как страховая компания вряд ли захочет добровольно расставаться с деньгами и выплачивать компенсацию по УТС сразу же после подачи заявления, действовать нужно другими методами, не тратя время на препирательство и выяснение отношений. Основными методами взыскания со страховщика положенных средств являются следующие:

Первым делом нужно утраченную стоимость рассчитать и обязательно получить так называемый «Акт расчета о потере товарного вида и состояния автомобиля». Такую услугу предоставляют все независимые организации, занимающиеся автоэкспертизой и оценкой средств, которые потребуются на восстановление автомобиля после серьезного ДТП. Экспертам может понадобиться калькуляция ремонта и оценки повреждений, поэтому сделать ее нужно заранее.

Затем требуется написать заявление страховщику, в котором изложить претензию на выплату средств по утрате товарного вида и стоимости, приложив к заявлению упомянутый «Акт расчета».

Если события развиваются также, как почти во всех случаях, страховая компания дает письменный отказ в выплате компенсации, с которым уже можно обращаться в суд с заявлением на страховщика.

В редких случаях, когда страховая компания оказывается признана банкротом, либо сумма ущерба является более крупной, чем максимальный лимит по ОСАГО, то заявление нужно подавать на лицо, виноватое в происшествии. Во всех случаях лучшим решением будет найм квалифицированных юристов, так как оплату за юридическое сопровождение дела суд взыщет с проигравшей стороны, то есть со страховой компании.

Моральный вред и упущенная выгода по ОСАГО

В случае с моральным ущербом ситуация намного проще, чем с утратой товарной стоимости, так как в 9 статье Правил ОСАГО есть однозначный список событий, которые не относятся к страховым случаям, к которым как раз и относится любые виды и степени морального ущерба, а также все варианты упущенной выгоды.

Так как эти величины действительно практически всегда являются «виртуальными» и там, где один человек захочет 10 тысяч за моральный ущерб, другой захочет все 100. Поэтому страховая компания в таких случаях всегда оказывается права.

Но есть другой путь – взыскать путем судебного иска ущерб такого плана возможно с лица, установленного как виновника ДТП или другой аварии. Шансы на выигрыш в таких делах достаточно высокие, особенно в тех случаях, которые касаются причинения вредя здоровью пострадавших в ДТП людей, не говоря уже о ситуациях, в которых кто-то погиб. Здесь можно смело подавать в суд и быть уверенным в выигрыше, тем более, если вина ответчика однозначна и сомнению не подлежит.